scrolling down

 

 

 Авилов Михаил Иванович

 Авилов Михаил Иванович (1882 - 1954) - великий русский художник, живописец. Считается одним из лучших советских баталистов, мастер исторических сцен. Его картины отличаются особым динамизмом сцен, вниманием к мелочам, накалом событий. Создал одно из самых известных батальных произведений, которое называется "Поединок Челубея с Пересветом". На этой картине запечатлена легендарная битва между двумя богатырями, которая показывает непобедимый дух русского народа, свергнувший татаро-монгольское иго. Картина знаменательна ещё и тем, что была написана в годы Великой Отечественной Войны и должна была возвеличить самосознание советского народа, который из последних сил боролся с фашистскими захватчиками. Михаил Иванович Авилов являлся членом Ассоциации художников революционной России, Народным художником РСФСР и лауреатом Сталинской премии первой степени.

 Он начинал своё обучение в школе Общества поощрения художеств, затем проходил обучение в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского, после окончил Императорскую Академию Художеств. С 1922 г. по 1930 г. являлся преподавателем в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1947 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. В настоящее время его картины находятся в самых известных музеях России, среди которых Русский музей, Третьяковская галерея и многие другие. В своих батальных работах Авилов  уделял большое внимание точному изображению всех деталей снаряжения, мундиров, оружия, стремился документально воспроизвести любое историческое событие.

Наиболее известны его работы: «Рабочие привозят Пугачеву пушки» (ГРМ, 1924), «Прорыв польского фронта армией Буденного в 1920 году» (ЦМВС, 1927), «Сибирские партизаны» (ГРМ, 1926). Самым узнаваемым произведением Авилова является работа «Поединок на Куликовом поле» (ГРМ, 1943).

Творчество Авилова повлияло на многих художников-баталистов 20 века и батальной живописи в целом. Работы автора находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее (Украина), историческом музее им. Д. И. Яворницкого (Украина), Николаевском художественном музее им В. В. Верещагина, в общественных и частных собраниях.

Великий русский художник умер в 14 апреля 1954 года. Был похоронен на Тихвинском кладбище.

Со страшной яростью столкнулись богатыри на середине поля. Копья ударили в щиты. Кони поднялись на дыбы, стараясь удержаться на ногах при всей силе столкновения. Взметнулись кверху боевые кони, развеваются по ветру их гривы и пышные хвосты, пена покрывает удила. Громадное напряжение чувствуется в фигурах воинов. С необычайной силой сжимает копье Пересвет. Туго уперлась его борода в широкую грудь, покрытую кольчугой, глаза мечут молнии из-под низко надвинутого шелома. Приподнявшись на стременах, он старается удержаться в седле и помочь коню устоять на ногах. Челубей не менее силен и упорен в бою. Он тоже силится наклониться к шее коня, упрямо опустив голову и напрягая могучие плечи, но перевес не на его стороне. Его нога со стременем скользнула вперед, он всей тяжестью опустился на седло и уже дрогнул и начинает клониться на сторону. Монгольская шапка, опушенная мехом, свалилась с бритой головы, раскалывается щит, пробитый копьем русского витязя, и Челубей вот-вот рухнет, гремя доспехами, на твердую землю, подминая степной ковыль.

Центральная группа картины беспокойным силуэтом вырастает над горизонтом, четко вырисовываясь на фоне неба. Ярость коней и мощь богатырских фигур, все здесь преувеличено, доведено до былинного, эпического звучания. Вздыбленные кони подымаются, как пирамида, над равниной. Им наперекрест расталкиваются в стороны фигуры воинов, заставляя еще более ощутить ожесточенную враждебность поединка. Яркость живописи достигает наибольшего напряжения в фигурах центральной группы, ясно отделяя их от более легко написанных масс противостоящих друг другу армий. В центре возникают самые сильные цветовые контрасты, усиливающие драматический характер картины. Красный щит Пересвета и развевающееся красно-золотое покрывало коня Челубея составляют резкий контраст холодной синеве доспехов, зелени травы и крупным темным массам тел вороного и гнедого коней. Поединок богатырей приобретает большое обобщающее значение, превращается в символ великого исторического конфликта, в поэтический образ подвига освобождения Руси от татарского ига.