scrolling down

 

 

Шепелюк Анатолий Павлович

 Анатолий Павлович Шепелюк родился в 1908 году (по другим данным - в 1906 г., по спискам Всероссийской академии художеств - в 1912 г.)

 в Стерлитамаке, умер в 1971 году (по другим данным - в 1972 г.).

Посещал изостудию Болшевской трудовой коммуны. В книге «Болшевцы» помещены репродукции с его картин «Г.Г. Ягода у болшевцев», «Перед судом товарищей». В 1933 — 1939 годах А. Шепелюк учился во Всероссийской академии художеств у И.И. Бродского и В.Н. Яковлева. Существовала практика: студентам давалось задание написать автопортрет. Написал его в 1935 году и Анатолий Шепелюк. Эта работа художника была представлена на состоявшейся в 2009 году выставке «Автопортрет и портрет художника», ядром которой являлось замечательное собрание портретов Научно исследовательского музея Российской академии художеств. Приезжавший в Бердянск в 1935 году вместе с другими студентами Анатолий Шепелюк подарил музею 20 своих работ («Бердянский дворик» и др.). Он учился на живописном факультете, но не завершил обучение, получив справку об окончании 5 курсов. Его отчислили как не предоставившего дипломную работу. Трудно поверить в истинность этой причины, ведь в те годы художник много и плодотворно работал. Он входил в Объединение молодёжи Ассоциации художников революционной России (ОМАХРР), с 1939 года участвовал в художественных выставках. Художник А. Яр Кравченко вспоминал, как, приехав из Ленинграда в Москву сдавать картину, он 21 июня 1941 года праздновал с друзьями своё тридцатилетие: «Весёлые, с песней мы шли по улицам ночной Москвы. Не забыть ту мягкую, тёплую, летнюю ночь, буйный ливень, листву, изнемогающую под крупными каплями… Взяв машину, мы по ехали на дачу к моему товарищу художнику Анатолию Шепелюку. С каким удовольствием в последождевой свежести мы садились за стол на веранде. Природа, умытая дождём, под лучами восходя щего солнца казалась особенно прекрасной. Лёгкий ветерок колыхал белоснежную, свеженакрахмаленную скатерть. Был провозглашён тост за первые часы моего четвёртого десятилетия, но поднятые руки застыли… Радио сообщило, что началась война…» К сожалению, Яр Кравченко не назвал место нахождения дачи и не указал, принадлежала ли она Шепелюку или он её снимал. В 1944 году проживавший в то время во Владимире известный московский живописец А.П. Шепелюк был избран председателем правления созданного владимирского областного Союза советских художников. В послевоенные годы он вернулся в столицу.

Основные произведения Анатолия Шепелюка: «Портрет старого колхозника» (1948), «Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев» (1958), серия портретов деятелей культуры (1960 е годы). Одной из наиболее известных картин художника является «Кутузов на Бородинском поле». Он не был баталистом, поэтому изобразил полководца не во время сражения. На переднем плане Кутузов сидит в окружении генералов Раевского, Ермолова и Кутайсова и указывает рукой на поле, распоряжаясь, куда двигаться войскам. Для изображения светлого образа Кутузова художник выбрал яркие и сочные краски. Знатоки считают, что художник допустил в картине историческую ошибку. Ведь Раевский с утра руководил обороной батареи на кургане и не мог находиться на командном пункте Кутузова. Если допустить, что он приехал туда после того, как его разгромленный корпус сменила дивизия Лихачёва, но тогда бы он не мог бы встретить Кутайсова, который к тому времени был уже убит. Есть у историков и претензии к изображённым наградам военачальников, которыми они были отмечены позже или не имели вовсе. Конечно, картина не претендует на исторический документ. В ней важнее мотив: военачальники одухотворены и настроены только на победу. Теперь внимание: Анатолий Шепелюк создал несколько работ, относящихся к лениниане. В творческом содружестве со своим однокурсником Николаем Бендриком он написал картину «В.И. Ленин беседует с крестьянами». Его кисти также принадлежит картина «В.И. Ленин в деревне Кашино 14 ноября 1920 года», которая была украдена из разрушенного в Кашине музея «Лампочка Ильича». Напомним, что 14 ноября 1920 года была пущена первая сельская электростанция, положившая начало электрификации Подмосковья. Таким образом, у А. Шепелюка был опыт работы над ленинианой. Вполне естественно напрашивается вывод, что из всех художников болшевцев репродукцию с картины Бродского «Ленин в Смольном», подаренную Д.И. Ульянову, мог сделать скорее всего именно Анатолий Шепелюк. Искусствоведам не составило бы труда определить это. Но Центральный музей В.И. Ленина, в фондах которого находилась репро  дукция, в 1993 году был закрыт, и местонахождение картины неизвестно… Остаётся добавить, что имя А.П.Шепелюка включено в Единый художественный рейтинг «1000 лучших ху  дожников мира (XVIII — XXI вв.)».