scrolling down

 

 

«Победа!»

Кривоногов Петр Александрович (21.09.1911—22.08.1967), художник-баталист, соратник И. М. Шевцова. В 1940 поступил в студию военных художников им. М. Б. Грекова. В годы Великой Отечественной войны студийцы находились на фронтах, запасаясь непосредственно впечатлениями боевых действий и фронтового быта. Это были будущие летописцы войны в рисунках, живописи и скульптуре. Среди них и очень одаренный Кривоногов. Уже в 1942 он создает свои первые, сделанные наспех, зарисовки: «Зверства в Речице», «В Волоколамске», «Рейд Доватора». Еще до окончания войны по горячим следам, почти с натуры, он пишет большое полотно «Корсунь-Шевченковское побоище». Эта картина засвидетельствовала появление в русской батальной живописи самобытного художника-реалиста, продолжателя традиций маститого баталиста В. В. Верещагина, сохранившего свой индивидуальный кривоноговский стиль. В картине «Советская конница в боях под Москвой» (1949) Кривоногов демонстрирует мастерство многофигурной композиции, завидную экспрессию стремительной атаки кавалеристов и тонкую живописную гамму красок и тонов. В том же стиле он создает неповторимую по колориту картину «На Курской дуге» (1949). На багряном закате изображено русское поле с подбитыми, еще дымящимися, фашистскими «тиграми» и «фердинандами». Глубокая тишина. Апофеоз жестокого танкового сражения.

Великий день Победы Кривоногов встретил в Берлине у пылающего Рейхстага, сделал для памяти наброски карандашом. Тогда же родился замысел создать картину «Победа». Над ней художник работал три года. На фоне горящего Рейхстага с задымленными колоннами, со следами пуль и осколками снарядов на мраморных ступенях ликующие советские воины-победители. Многофигурная композиция передает атмосферу исторического момента, душевного подъема и торжества. И каждая фигура солдата, а их десятки, — это не безликая масса, а живой индивидуальный образ, характер. Эта картина стала знаковой в живописной истории Отечественной войны. В ней во всю мощь проявился талант художника-баталиста, фронтовика Кривоногова. В последующие годы Кривоногов создает яркие по силе изображения картины, воспевающие ратный подвиг своих современников: «Защитники Брестской крепости» (1951), «Поединок» (1964), «Комиссар крепости» (1966). Картины классика батальной живописи Петра Кривоногова вошли в золотой фонд русского реалистического изобразительного искусства.

1948 г.,  Холст, масло. 242х389см, Центральный музей Вооруженных Сил