scrolling down

 

 

Джордж Доу

Джордж Доу - великий английский художник, которого по праву считают ещё и русским художником. На протяжении 10 лет, начиная с 1819 года и заканчивая 1829 гг., Джордж Доу работал в Санкт-Петербурге. За это время написал гигантское число картин, портретов, а также писал полотна для частных заказов. За период всего в десять лет, вместе с такими художниками, как Вильгельм Август Голике и Александр Поляков, он создал 329 портретов генералов, которые были участниками Отечественной войны 1812 года, а также военных походов времён 1813-14 годов. Кроме того, Джорж Доу написал немало портретов солдат и полководцев, среди которых портрет М.Кутузова, Барклая-де-Толли и других.

Великий английский художник родился в Лондоне в 1781 году. Его отцом был Филипп Доу - гравёр, который совместно работал в Тёрнером и Хоггартом. Таким образом, с самого детства, будущий художник был окружён представителями искусства, что, несомненно, повлияло на его дальнейший выбор. Вначале своего творческого пути Джордж, на примере отца, тоже пытался стать гравёром, но впоследствии гравёрному делу он предпочёл живопись. Обучался в Королевской Академии художеств, стал членом которой позже, а потом и академиком.

В России он оказался после того, как отправился в творческое путешествие по Европе. Его работы увидело император Александр I. Художник получил заказ на написание портретов русских генералов, после чего на протяжении десяти лет писал для Императорского двора. В 1829 году Джордж Доу вернулся в Англию и через несколько месяцев скончался от лёгочной недостаточности, которая мучила его на протяжении всей жизни.

Если вы мечтаете получить среднее образование в Англии, то в этом вам поможет компания Itec. Отправьте заявку и вскоре вы или ваши дети будут проходить лучшее обучение в заведениях Великобритании.

Вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном император Александр I задумал создать военную галерею в Зимнем дворце, где были бы представлены портреты русских прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года - Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих, многих других славных сынов России. Более четырехсот! Автором всех портретов, ставших порой единственными изображениями героев 1812 года, был замечательный английский художник Джордж Доу (Пушкин называл его "Георг Дау"), ныне почти забытый у себя на родине в Англии, да и в России. Кроме специалистов, мало кто помнит это имя. Еще меньше тех, кто что-нибудь знает о его жизни и творчестве. А между тем "дивный карандаш" этого художника некогда так восхищал Пушкина, а позднее и юную Марину Цветаеву.

 

...Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

А. Пушкин. "Полководец"

ПОЧЕМУ ИМЕННО ДОУ?

 

Со стен "военного зала" Эрмитажа с сотен поясных портретов (лишь некоторые написаны в рост) на вас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На груди, переливаясь, словно плавясь на свету, горят высокие награды родины, муар орденских лент, золотое шитье мундиров, аксельбантов, эполет... И все это Джордж Доу. Писал он масляными красками, размашистыми сочными мазками, писал легко, изящно, виртуозно. Портреты получались живыми, поразительно похожими на оригинал. Художник прекрасно чувствовал объем, цвет, ловил малейшие волнения души и все это быстро переносил на холст.

Но почему портреты русских полководцев, национальной гордости русской армии, нарисовал по заказу Александра I художник-иностранец, специально для этого приглашенный из Англии, а не русский портретист, каких в России тогда было немало? Достаточно сказать, что в расцвете сил находились П. Ф. Соколов, В. А. Тропинин, братья К. П. и А. П. Брюлловы, О. А. Кипренский, В. И. Мошков, Р. М. Волков и еще по крайней мере полдюжины первоклассных мастеров, вышедших из школы Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

Трудно представить, что у российского монарха было предубеждение против отечественных портретистов, чьи таланты высоко ценились в Европе, а сам Александр только что восторгался картинами русских художников. "Лейпцигское сражение" В. И. Мошкова (1815 год), на переднем плане большого полотна - Александр I и Барклай-де-Толли верхом на лошадях. Именно после этой работы Мошков становится академиком живописи. Или "Портрет Александра I" художника Р. М. Волкова. Император в рост, волосы гладко зачесаны, виски колечками, на груди Андреевская звезда и лента, орден Георгия в петлице. Портрет нравится государю (на нем он "сходнее прочих") и он "Высочайше жалует" художнику громадную сумму - семь тысяч рублей.

И тем не менее выполнение специального императорского заказа было поручено иностранному художнику. Не странен ли такой поворот событий? Ответ на вопрос, скорее всего, надо искать в политике, которая оказалась важнее патриотизма.

В 1818 году в небольшом городке Ахене (месте коронации германских королей), на стыке Франции, Германии и Бельгии, собрались главы союзных стран в войне с Наполеоном, чтобы утвердить новые границы в Европе. Благодаря победе при Ватерлоо в этой встрече участвовали и представители Англии, вместе с которыми в Ахен прибыл молодой художник-портретист Джордж Доу. Незадолго до того он написал портреты английских генералов, отличившихся в битве (среди них - портрет фельдмаршала Артура Веллингтона), а в Ахен прибыл для увековечивания важных особ, военных и дипломатов.

Хотя атмосфера встречи была дружественной, в воздухе витал и ощущался дух исключительной роли Англии в окончательном крушении Наполеона. И некоторые основания были. Ведь это они, англичане, поставили последнюю точку в судьбе Бонапарта. Это они пленили его после Ватерлоо, и они же на своем корабле и под своим конвоем отправили его в последнюю ссылку на остров Св. Елены в южную Атлантику - подальше от Европы. Англичане успели многое сделать и для увековечения своей победы: на холме Сен-Жен при Ватерлоо, где располагалась ставка Веллингтона, они возвели Памятник победы, а в европейских столицах провели выставки портретов своих героев кисти Джорджа Доу.

Что мы знаем об этом художнике?

 

Доу родился в Лондоне в 1781 году в семье гравера и с ранних лет готовился унаследовать профессию отца, интересную, почетную и довольно "хлебную". Он учится в лондонской Академии художеств, получает звание свободного художника, но вскоре отходит от семейного ремесла, берется за крупномасштабные полотна на мифические и библейские сюжеты. И вот первая награда. В 1804 году Доу получает большую золотую медаль лондонской Академии художеств за картину "Бешенство Ахиллеса при вести о смерти Патрокла" (по мотивам "Илиады" Гомера). Вскоре от той же Академии он получает еще одну высшую премию за картину "Сцена из Цимбелина", а следом такую же награду - за картину "Ноэминь". Доу становится известным, его знают в Англии и Европе. Казалось, поймав удачу, можно было продолжать работать в этом же направлении.

Но не таков Доу. Заметив в себе дар портретиста, решительно меняет жанр. Отныне он пишет только портреты. Тонко чувствуя политическую конъюнктуру, Доу создает прославившие его портреты коронованных особ, а затем и участников сражения при Ватерлоо.

И вот Доу в России. Один из залов Зимнего дворца был отдан ему под мастерскую, и художник сразу приступил к работе. Надо сказать, что столичными художниками и интеллектуальной элитой России приезд Доу был встречен крайне враждебно. Они считали оскорбительным для России, что создание галереи русской славы поручено неизвестному в России иностранному живописцу.

Доу работал на одном дыхании, быстро и неистово. Каждые три-четыре дня появлялся очередной портрет. Современники отмечали, что художник мгновенно схватывал суть образа, и вскоре портрет становился узнаваемым - сходство было поразительным, и это всех удивляло.

Ему позируют живые герои, а погибших и умерших к тому времени он пишет по сохранившимся в семьях изображениям и рассказам очевидцев. Порой Доу приходилось покидать столицу в поисках удачных изображений или описания облика героя со слов родных и близко знавших его. Так, для создания портрета Барклая-де-Толли, которого к тому времени уже не было в живых, пришлось изучить четыре имевшихся портрета кисти разных художников: Карделли (1809 год), Вендрамини (писавшего генерал-фельдмаршала дважды - в 1809 и 1812 годах) и Зенфа (портрет, созданный с натуры в 1816 году и, по свидетельству очевидцев, очень похожий на фельдмаршала, и гравюра с него). Поэтому за основу и был взят портрет кисти Карла Зенфа, художника и гравюриста, профессора Дерптского университета. (Кстати, замечательный портрет Барклая-де-Толли, исполненный Джорджем Доу, вдохновил А. С. Пушкина на создание гениального стихотворения "Полководец".)

Девять лет в России - и более 400 полотен (а с неучтенными сторонними - больше 500), несмотря на частые недомогания и болезни. И хотя известно, что не все портреты Доу исполнял один, весь художественный процесс, весь внутренний механизм творения образа и львиная доля физического труда ложились на плечи самого мастера.

Да, портреты Доу зачастую чересчур парадны, в них нет того тонкого психологизма, которым покоряют работы русских портретистов. Все так, но надо понять и художника. Доу, как уже говорилось, прежде создал портреты героев Ватерлоо. Надо сказать, что Ватерлоо далось Англии не просто, за эту победу она заплатила жизнями 20 тысяч своих подданных. И уже поэтому акцент отваги, героизма на портретах героев битвы был оправдан. Знакомство художника с военной историей России привело его к осознанию величия культа боевого русского офицера, солдата, генерала. Русские генералы, как ни в одной армии мира, часто шли в атаку, в бой в одной стрелковой цепи с солдатом. Честью было умереть на поле боя. Доу знал, что прославленные русские полководцы, будучи уже генералами, получали на поле боя тяжелейшие ранения: Кутузов - два в голову, Барклай-де-Толли - в ногу и руку, Багратион - тяжелое в ногу, Дохтуров и Раевский с двумя ранениями оставались на поле боя и продолжали командовать сражением.

Доу заочно полюбил своих героев, в их портретах он хотел оттенить черты доблести, мужества и решимости победить врага.

Доу мог остаться в Англии и больше никуда не стремиться. Своими портретами он приобрел себе не только славу, но и огромное состояние. Он стал одним из самых богатых людей Англии. Доу мог вложить свои деньги в доходные предприятия и жить припеваючи до конца своих дней. Но нет! Его вновь тянуло в Россию. Там достиг полной зрелости его талант. Там он получил самую большую славу. Там он должен был завершить главный труд своей жизни. Осенью 1828 года Джордж Доу еще раз вернулся в Россию. Здесь он исполнил свои последние работы, нарисовав в полный рост Кутузова, Барклая-де-Толли, Веллингтона и брата царя, великого князя Константина Павловича. Недомогания донимали его все больше и больше, и он, уже тяжело больной, во второй половине 1829 года вернулся в Англию и вскоре скончался в доме своей сестры, жены гравера Томаса Райта, 10 октября 1829 года. Доу похоронен в Лондоне в часовне-скрипте собора Святого Петра.

В "Санкт-Петербургских ведомостях" за 1829 год № 132 от русских корреспондентов в Англии из Лондона 28 октября сообщалось, что "умерший придворный живописец Дау (Давъ) был членом многих иностранных Академий художеств; он оставил после себя имение в 100.000 ф. стерл. (около 2500.000 рублей), которые он нажил портретами, писанными им с разных Европейских Владетельных и знатных Особ".

Оценивая живописный труд Джорджа Доу, можно сказать, что он не был большим новатором, а тем паче ниспровергателем в портретном жанре. Он был отличным профессионалом, художником европейского масштаба. Большое, нужное дело сделал художник для России. Он оставил нам, россиянам, зримое свидетельство борьбы русского народа с Наполеоном - память о славной плеяде героев 1812 года, "Военную галерею" Зимнего дворца.