«В штыки! Ура! Ура!»

Картина написана маслом на холсте.

Верещагин оставил неоценимый культурный вклад для нашего государства. Его творчество включает десятки полотен посвященных России и событиям в ней.

Картина «В штыки! Ура! Ура!» является одним из полотен шедеврального цикла Верещагина, посвященной Отечественной войне 1812 года с Наполеоном. Художник создавал этот цикл с 1887 года по 1995 год. Он включает в себя двадцать картин. Также остались незаконченные наброски и этюды. Верещагин посвятил ей много лет своей жизни, он создавал работу до своей смерти и так не закончил до конца.

В ходе работы художник изучил подробно все факты и исторические материалы, связанные с войной с Наполеоном. Сам цикл он разделил на две части. Первая часть включала в себя тему «Наполеон в России». В ней описаны события от Бородинского сражения до перехода французских войск зимой. Во второй части описана партизанская война.

Полотно «В штыки! Ура! Ура!» завершает цикл. Оно посвящено победе и атаке русскими войсками армии Наполеона. Война на гране завершения. Враг отступает. Французы уходили по Смоленской дороге. Они потеряли тысячи солдат. Армия отступает, не выдержав мощи Русского народа и сурового российского климата. В сражении было потеряно семнадцать орудий и знамя. Атака, изображенная на картине, разыгралась на переходе к Красному в октябре. Враг повержен. Ура! Ура! Ура!

Художник внес неоценимый вклад в историю и живопись.

Верещагин посвятил жизнь данному циклу, чтобы показать мощь и силу духа нашего народа, а также для того, что люди перестали ставить на пьедестал Наполеона. Для создания своих полотен изучил все места сражений, исторические факты и написал очень серьезную книгу, посвященную войне 1812 года.

Картина находится на хранении в Государственном историческом музее. Момент, изображенный на этой картине, относится к тому времени, когда Отечественная война была близка к окончанию. Наполеон уходил из России, наши войска преследовали его по пятам. Победа при Тарутине 6-го октября и Мало- Ярославце 12-го октября подняли дух русской армии, а главное они привели к цели, которой добивался Кутузов: французы вынуждены были отступать по Смоленской дороге, т. е. по тому пути, каким они пришли в Москву; последний был совершенно опустошен, и двигаться по нему — значило обречь себя на голодовку за невозможностью обеспечить армию провиантом.

Тем не менее другого выхода не было, и Наполеон с своей армией направился к Смоленску, через Вязьму, постоянно тревожимый нападениями с нашей стороны. Следом за ним шел авангард русской армии под начальством отважного Милорадовича, которым всегда был доволен Кутузов и называл его «моя любовница». Тыл французов все время терпел урон от лихих набегов казаков Платова, наводивших ужас на неприятеля, а с флангов на него нападали партизанские отряды Давыдова, Сеславина и Фигнера. В недальнем расстоянии двигались и главные силы русской армии. Так отступая, терпя холод, испытывая всевозможные лишения, теряя артиллерию, то отбитую нашими отрядами, то просто брошенную на дорогах, покрывшихся гололедицей, непрерывно уменьшалась великая армия, получив еще вдобавок удар под Вязьмой, который причинил ей большой урон. 28-го октября французы вступили в Смоленск и 31-го направились дальше по дороге к Красному. На этом переходе и разыгрался тот эпизод, к которому художник приурочил свою картину «В штыки! Ура! Ура!».

Холст, масло

Размеры: 200 х 150 см

 Государственный Исторический музей, Москва