"Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода"

К событиям Нижегородского земского ополчения 1611 года Маковский обращался еще в 1870-х гг. Живописец активно общается с музыкантами, писателями, учеными, у него в доме бывают М.И. Балакирев, Л.А. Мей и А.К. Толстой. Маковский пишет портреты А.Н. Островского, Н.И. Костомарова и других видных деятелей культуры и искусства. Он всерьез начинает изучать национальную историю начала XVII века, собирает целый музей предметов быта той эпохи.

Маковский возвращается к выбранной теме в 1891 году после посещения Нижнего Новгорода. Город поразил художника своим уникальным ландшафтом: величественная панорама двух рек Оки и Волги, древние стены кремля позволили не только исполниться вдохновения, но и решить конкретные творческие задачи. Вид Ивановского съезда нижегородского кремля подсказал ему место действия и композиционное построение картины. Впервые Маковский размещает огромную массу людей не на площади, как делали это его предшественники, а на горе. Этот прием позволил показать и движение толпы, и отдельных персонажей, и детали исторического пейзажа, придать композиции жизненную убедительность, историческую достоверность, свойственную подлинно реалистическому произведению. Художник делает много этюдов, эскизов, производит специальные архивные изыскания, консультируется с историками-специалистами. Когда главная творческая задача была решена, он начинает работать над картиной. Размах событий потребовал особых размеров холста, который был выткан по его заказу в текстильных мастерских Лиона. Маковский покупает мастерскую у В.В. Верещагина в Сен-Жерменском предместье Парижа, приспособленную для работы над большемерными холстами.

Упорно, настойчиво работает пожилой уже художник, не чувствуя усталости, над огромной картиной. Впервые законченное произведение было показано в 1896 году на Нижегородской XVI Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставке.

Ввиду больших размеров картины для нее был возведен специальный павильон.  Архитектор Р.Ф. Мельцер построил его в традициях русской деревянной архитектуры. Размер полотна поражал воображение – 698x594 см.Это самое большое станковое произведение на тему национальной русской истории. Современная критика отнеслась к работе скептически. Можно предположить, что картина, написанная практически при естественном освещении, в тесном павильоне на ярмарке не была достаточно хорошо освещена, поэтому ее колорит и художественные качества не были по достоинству оценены современниками. Но публика с увлечением рассматривала и яркие живые персонажи, и обилие драгоценной утвари и тканей. Показ полотна сопровождался демонстрацией подлинных предметов старинного обихода...

...После Нижегородской выставки картина была показана в Санкт-Петербурге, в Москве и за рубежом. В 1908 г. Министерство двора приобретает ее у художника и преподносит в дар Нижнему Новгороду в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых и в ознаменование заслуг нижегородцев перед Отечеством. До 1972 года картина находилась в здании Городской Думы (теперь это Дворец Труда) на центральной площади Нижнего Новгорода. Это затрудняло доступ к ней широкой публики, но нижегородцы хорошо знали произведение по многочисленным копиям и репродукциям. В 1972 году «Воззвание Минина» передали художественному музею, для чего был построен специальный павильон, примыкающий к основному зданию музея на Верхне-Волжской набережной."

Наш земляк, выдающийся русский писатель Максим Горький был одним из первых, кто увидел картину на Всероссийской промышленной выставке в 1896 году. Он дважды писал о ней в своих очерках.

В "Нижегородском листке" (номер 159 от 11 июня 1896 года) Горький так описал свои впечатления от картины в небольшом очерке "На выставке":

"Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбуждённую, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».

Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажёг толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбуждённому Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течёт из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в лёгких, белых облаках. Левый угол картины открывает зелёный кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.

Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать её историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю. Картина не нравится.

А быть может, она потому нам не нравится, что уже чужда нам, что слишком далека от наших дней, когда мы, раньше срывавшие свои последние рубахи для нужды страны, – теперь собрались срывать рубахи с наших выставочных гостей?"

 

И уже несколько в ином тоне пишет Горький о "Минине" Маковского в газете "Одесские новости" (номер 3661 от 15 июня 1896 года):"10 июня

«Минин» – Маковского. Об этой картине ходят самые разнообразные слухи. Одни – слишком ругают, другие – чересчур хвалят. Это всегда значит, что предмет суждения высоко интересен. Картина помещена в отдельном павильоне с платой 30 копеек. Это – полотно аршин в шесть ширины и десять высоты. Первое впечатление – оно тускло, работа кажется спешной, точно художник, против своего обыкновения, на этот раз позабыл отделать детали. Но присматриваешься – и первое впечатление совершенно стушёвывается. На полотне выступают яркие, живые пятна, и, когда, наконец, снова сольёшь их в одно целое, – картина уже не та, которую увидал в первый момент, – это – оставляя вне обсуждения технику – живая вещь, крупный исторический жанр, верный, интересный и очень красивый.

В центре картины, на бочке, покрытой какой-то доской, возбуждённый и растрёпанный Минин, высокий, здоровый мужчина в полушубке, с подоткнутыми за пояс полами. Он горячо говорит – это видно – и указывает толпе на церковь выше его, по горе. Из деревянной маленькой церкви идут священники с хоругвями. Над церковью – стая голубей, пугнутая с колокольни посадскими девицами. Всюду, по горе, около Минина и его кафедры – толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнём сознания своей задачи. Убогий нищий, с костылём под мышкой – срывает с своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо – зверски свирепо, изо рта, должно быть, летят «крылатые слова». Парень с глупой, круглой рожей суёт Козьме кожаную кису.

Вершник пробивается сквозь толпу, окутанную облаком пыли и льющуюся широким потоком из ворот башни старого, видавшего мордву и татар, кремля, крепко осевшего там, на горе, высоко над толпой. Толпа льёт с горы лавиной – она чувствуется и за серой, угрюмой стеной кремля. Седобородый мужик истово крестится – он только что положил к ногам Козьмы икону в ризе, татарин в малахае смотрит из-за чьего-то плеча испуганными, но любопытными глазами на оратора-мясника; белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, – улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шёлк валяются кучами под ногами людей. Красавица боярыня с жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от неё какой-то странник – плут и пьяница, судя по его лисьей роже, – подняв к небу руку, важно проповедует что-то.

Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжёлой секирой, орёт во всё горло, и глаза его налиты кровью… Всюду возбуждение страшное, и выражено оно – на мой взгляд – ярко. Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый всё ломить сплеча. Испуганные глаза татарина очень понятны. В этой кишащей массе нижегородского люда, собирающегося совершить исторический подвиг, на первом плане картины, у самой рамы, сидит около кучи разного скарба старуха – видно, ключница – и старается открыть берестяный бурак, не обращая никакого внимания на всё, что творится вокруг неё. А неподалеку от неё стол, заваленный деньгами, и у стола две девочки. Одна в платье и в сарафане, постарше, очевидно, уже насладилась лицезрением всех этих блестящих и ярких вещей и смотрит в лицо своей сестрёнке, которую держит за руку.

Сестрёнка – ей не больше четырёх лет, – по-видимому, только что встала и явилась делать историю в одной рубашонке. Вся беленькая, заспанная, пухлая – она таращит свои голубенькие глазки на эти цветные материи"

Ваша покорная слуга впервые увидела "Минина" еще в детстве, в 1970-е. Тогда картина поразила своими масштабами. Наверное, это всё, что сейчас смогу вспомнить. И вот в июне этого года я снова пришла на встречу со своим знаменитым земляком. Первая мысль: картину пора реставрировать - выгорела, краски померкли. При подготовке фоторепродукций для этой публикации постоянно испытывала острое желание "отреставрировать" картину при помощи Photoshop`а - добавить цветовой насыщенности, контраста. И хорошо, что удержалась! Спасибо Алексею Максимовичу за науку: с картиной всё в порядке. Мне думается, что автор специально придал ей некую незавершенность в деталях, избавив тем самым от избытка пафоса и чрезмерной плакатности. Он не пытается сразить зрителя монументальностью - он словно приглашает сквозь века, сквозь патину времени увидеть тот далекий, канувший в Лету день, рассмотреть лица, ощутить всю палитру чувств и эмоций, сопережить вместе с участниками событий важность и величие момента.

 

                                                                                                                         Татьяна Шепелева. Июль 2015 года

Нижегородский государственный художественный музей.

Размеры холста – 698х594 см.